Услуги
Тарифы
Справка

Почта Беларуси. 20–30 годы

Витебская почта в 20-х — начале 30-х годов применяла для обработки корреспонденции несколько видов календарных именных штемпелей. Исследователям истории почты республики до сих пор известны далеко не все календарные штемпеля, применявшиеся в тот период.

Вокзальное почтовое отделение в 1929 г. имело в употреблении штемпеля с текстом “ВИТЕБСК ВОКЗАЛ ВIЦЕБСК” с индексами “а” и “б” (рис. 51, 51а). С начала 30-х годов известны два календарных штемпеля Витебского отделения перевозки почты по железной дороге (ЖДО). Штемпеля имеют различный текст — “а Вiцебск Ж. Д. О. БССР * Витебск” (рис. 52) и “а Вiцебск Ж. Д. О. / Витебск Ж. Д. О.” (рис. 52а).

В 1929 г. для обозначения заказной корреспонденции вокзальное почтовое отделение применяло механический штемпель с буквой “З”, нумератором и текстом на белорусском языке “Вiцебск Вакзал / Чыгун. П. Т. А.” (рис. 51а), а на городской почте для заказной корреспонденции использовалась специальная номерная наклейка с текстом “ВИТЕБСК / ВIЦЕБСК / П. Т. К.” (рис. 53). В середине 30-х годов в Витебске работали несколько городских почтовых отделений связи. Одно из них для обозначения заказных писем применяло вспомогательный штемпель с текстом “ВИТЕБСК-3 гор. / №” (рис. 54).

Могилевская ПТК вплоть до 1922-1923 гг. использовала для обработки корреспонденции штемпеля старого (до 1917 г.) образца (рис. 55). Такие же применялись на Могилев­ском телеграфе и в почтовом отделении на вокзале (рис. 56, 57).

Во второй половине 20-х годов Могилевская ПТК начала применять для обработки корреспонденции одноязычные и двуязычные календарные штемпеля с наименованием республики — “МОГИЛЕВ БЕЛ. * МАГIЛЕЎ”, “МОГИЛЕВ БЕЛОРУС.” и “МОГИЛЕВ БЕЛ. * МОГIЛЕЎ”. Как видим, в употреблении были два двуязычных штемпеля с различным написанием названия города на белорусском языке (рис. 58, 58а, 58б).

Интересен почтовый штемпель Могилевской ПТК для страховой корреспонденции (штемпель для оттиска на сургуче). На нем дважды дано название республики: “МОГИЛЕВ П. Т. К. Бел” и аббревиатура “ССРБ” (Советская Социалистическая Республика Белоруссия. — Л. К. ) (рис. 59).

Для обозначения заказной корреспонденции работники Могилевской почты применяли в 20-х — начале 30-х годов несколько видов штемпелей и ярлык-наклейку.

Станционное почтовое отделение употребляло резиновый штампик с текстом “№ / МОГИЛЕВ ст. / Могил. окр. Бел. / П. Т. А.” (рис. 60).

В конце 20-х годов для заказных писем использовался специальный ярлык-наклейка с текстом “№ / Могилев, Бел. / П. Т. К.” (рис. 61). В начале 30-х годов с таким же текстом применялся металлический штемпель (рис. 58а).

Несколько слов о Шкловской ПТК. В архивных документах периода гражданской войны обнаружены данные о том, что в 1918 г. в Шклове-Заречном действовала почтовая контора. В сентябре 1919 г. в городе располагалась воинская часть, при которой работала полевая почтовая контора № 118, о чем свидетельствует письмо, отправленное военнослужащим Гладковым в Москву 19 сентября 1919 г. И еще интересный факт — уже в 1919 г. в Шклове имелась улица Ленина (рис. 62).

В начале 20-х годов в Белоруссии повсеместно употреблялись для обработки корреспонденции старые штемпеля, вплоть до 1925 г. на почте Шклова были штемпеля со старым правописанием буквы “Ъ” (рис. 62а).

В конце 20-х годов прошлого века почта в Шклове применяла новые штемпеля с русско-белорусским текстом и наименованием республики. Оставались в употреблении и самодельные вспомогательные. Существовали несколько типов основного именного календарного штемпеля шкловской почты с надписями “ШКЛОВ БЕЛ * ШКЛОЎ”, “ШКЛОЎ БССР * ШКЛОВ”, “ШКЛОВ БЕЛ.” (рис. 63).

Во второй половине 30-х годов по всей стране были введены в употребление новые календарные штемпеля единого образца: в верхней части — изображение звезды с серпом и молотом и аббревиатура государства “СССР”, по окружности — название местности с указанием области. В центре штемпеля находился встроенный нумератор, обеспечивающий возможность ежедневно менять дату. На территории БССР новые штемпеля были как двуязычными, так и только с русским текстом (рис. 63а-66). Календарные штемпеля старого образца постепенно изымались, но применялись вплоть до июня 1941 г. наравне с новыми (рис. 67, 68, 68а, 69, 69а).

Выше уже упоминалось о различных услугах почты населению. Наиболее востребованной услугой стал поиск адресов различных организаций и отдельных граждан. Для этой цели почта выпустила массовым тиражом специальную двойную “Почтовую карточку. Для справки” с отрывной частью “Почтовая карточка. Справка”. В объяснении, для чего она предназначена, сказано: “Карточка служит для получения через почту справки об адресах правительственных, советских, партийных, профессиональных и др. учреждений, о времени их работы, приема посетителей и т. д., а также об адресах отдельных граждан” (рис. 70). Она интересна еще и тем, что обработана календарным двуязычным штемпелем с ошибками в белорусском названии города “БЕШЕНКОВИЧИ БЕЛ. БЕШАНКОВИЧИ”. Грамотно следует писать “БЕШАНКОВIЧЫ”.

В первой половине 20-х годов в Белоруссии началось интенсивное восстановление почтового хозяйства на железной дороге. После революционных событий, гражданской и советско-польской войн почтовому управлению республики досталось очень мало почтовых вагонов, количество и качество которых оставляли желать лучшего. Почта в те годы если и перевозилась по железной дороге, то в каких угодно вагонах, в редких случаях — в почтовых, а почтовые вагоны использовались для каких угодно перевозок, но только не почтовых. В “Бюллетене народного комиссариата почт и телеграфов” за 1923 г. (№ 33) значатся 12 маршрутов почтовых вагонов и три безномерных маршрута на западном участ­ке железной дороги. Этот список относится к концу 1922 г. (табл. 1).

В информационно-справочном издании “Вся Белоруссия. Год 1923” указаны новые почтовые маршруты на Западной железной дороге. Почту доставляли почтово-товарно-пассажирский поезд № 23-24 Минск-Бахмач, смешанный сборный поезд № 81-82 Осиповичи-Слуцк (по понедельникам, четвергам и субботам) с остановками — Деревцы, Дорогеново, Фомичи, Старые Дороги, Веркутино, Уречье, где происходил обмен почтой. Сборный смешанный почтово-пассажирский поезд № 35-36 Минск-Радошковичи (два раза в неделю) и товарно-почтово-пассажирский поезд № 37-38 Осиповичи-Гродзянка (два раза в неделю). В списке 1922 г. некоторые из почтово-пассажирских поездов имели другие номера маршрутов.

В 1926 г., впрочем, как и до 1917 г., между Минском и Москвой курсировал почтовый вагон № 41-42. Поступавшая корреспонденция гасилась календарным штемпелем с текстом “Москва-Минск П. В.  № 41”. Если корреспонденция поступала в почтовый вагон, не оплаченная марками, то на письмо накладывался специальный штемпель “Доплатить / почтов. вагонъ № 41” (рис. 71).

В поезде № 9 Орша-Унеча в 1931 г. в почтовом вагоне применялся календарный штемпель с текстом “* Орша — 9 — Унеча * в” (рис. 72).

На Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге курсировали также почтово-пассажирский поезд № 3-4 (не указано наименование маршрута), скорый поезд № 5-6 Москва-Минск, смешанный почтово-пассажирский № 23-24 (не указано наименование маршрута), особые международные почтовые вагоны № 51-52, 53-54 и 55-56 в поезде Минск (СССР)-Столбцы (Польша), который делал остановки в Фаниполе, Койданово, Колосово и Негорелом (в те годы — пограничная стация. — Л. К. ). Поезд прибывал на станцию Негорелое в 16.40. После пограничного контроля с советской и польской сторон на станцию Столбцы почтовый поезд прибывал в 18.00.

В 1930 г. в почтовом вагоне № 55-56 применялся календарный штемпель с текстом на русском языке “* Столбцы 56 Минск * а” (рис. 73). Это пока единственный известный штемпель международного почтового вагона тех лет.

По ту сторону границы на польской стороне вся корреспонденция, поступающая из БССР (СССР), грузилась в почтовые вагоны поездов № 8 Варшава-Столбцы, № 281 Брест-над-Бугом-Столбцы, № 307 Белосток-Столбцы. В 1923-1939 гг. по маршруту Варшава-Столбцы курсировал специальный почтовый вагон “Варшава-Негорелое”, в котором на советской территории происходил обмен международной корреспонденции.

На многих крупных железнодорожных станциях работали почтовые отделения — в Минске, Витебске, Гомеле, Осиповичах и др. На рис. 74 показан календарный штемпель железнодорожного почтового отделения станции Жлобин, применявшийся в 1922 г. В почтовом отделении не имелось вспомогательного штемпеля для обозначения заказных писем, поэтому на конверте “заказной штампик” написан вручную — “№ 469 / Жлобин”.

Становление гражданской авиации в Белоруссии приходится на начало 30-х годов. 7 ноября 1933 г. в Минске был торжественно открыт аэропорт. В этот же день по маршруту Минск-Москва вылетел самолет К-5 с восемью пассажирами на борту и мешками с почтой. В СССР в те годы не строились пассажирские самолеты, да и грузовых лайнеров было очень мало. Полеты на местных линиях проводились, в основном, на немецких самолетах “Дорнье-Комета”.

Основными задачами гражданского воздушного флота в то время были агитационно-массовая работа и связь. Самолеты доставляли срочные грузы, корреспонденцию, свежие газеты в труднодоступные районы республики. В начале 30-х годов открылась почтовая авиалиния Минск-Глусск-Паричи-Мозырь, обслуживали которую три легких биплана У-2 (позже они получили название ПО-2). Весной 1934 г. на Минском аэродроме приземлились три самолета, принадлежащих смоленскому авиаподразделению. Они и положили начало развитию гражданской авиации в БССР. В 1936 г. начались почтово-пассажирские авиарейсы через Смоленск. Об этом сообщала газета “Звязда”: “7 июля 1936 г. в 13 часов на Минском аэродроме опустился один из первых отечественных пассажирских самолетов авиаконструктора К. Калинина — К-5, пилотируемый летчиком С. Рябушенко. Он первый открыл регулярную воздушно-почтовую связь Москва-Смоленск-Минск. Самолет доставил из Москвы газеты и почту. В полете самолет находился четыре часа. Самолет будет летать ежедневно, брать с собой 200 килограммов почты и шесть пассажиров. Аэропорт доставляет пассажиров к месту посадки на своей машине”.

В 1936 г. протяженность белорусских почтовых авиалиний составляла около 1000 км. Они охватывали не только большие города, но и девять самых глухих районов белорусского Полесья. К 1937 г. количество авиалиний возросло почти в 1,5 раза. Многие города республики связывались с Минском почтовыми авиалиниями, но рейсы самолетов не были частыми, объем корреспонденции оставался невелик. Газета “Правда” за 16 мая 1939 г. сообщала об открытии почтовой авиалинии, связывающей две столицы: “Открылась авиалиния Москва-Минск-Москва. Первый почтово-пассажирский самолет доставил в столицу БССР почту, в том числе газеты “Правда” и “Известия” за 16 мая. Расстояние в 725 км покрыто за четыре часа. Самолеты будут летать по этой линии ежедневно”. Для сравнения: курьерский поезд Москва-Минск преодолевал это расстояние за 13 часов. В 1940 г. между Минском и Москвой уже насчитывалось восемь авиапочтово-пассажирских рейсов.

К концу 30-х годов авиапочтовое движение в минском аэропорту стало довольно интенсивным. Однако в коллекциях филателистов пока не обнаружена авиапочтовая корреспонденция с какими-либо особыми вспомогательными штемпелями или наклейками Минского аэропорта, характеризующими тип корреспонденции “авиа” или маршрут авиарейса. Известен вспомогательный маршрутный штемпель авиарейса Москва-Рига за февраль 1941 г. с текстом на немецком языке “Mit Erstflug Moskau-Minsk-Vilnus-Kaunas-Riga” (“Первый полет Москва-Минск-Вильнюс-Каунас-Рига”. — Л. К. ), где указан промежуточный аэропорт посадки самолета — Минск.

26 июня 1930 г. принято постановление Цетрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) БССР “О ликвидации округов”, первый пункт которого гласил: “Провести ликвидацию окружных исполнительных комитетов и всех окружных учреждений до 1 октября 1930 г.” В постановлении особым пунктом давалось поручение и представителям почтовой службы: “Поручить уполномоченному народного комиссариата почт и телеграфов в 20-дневный срок разработать мероприятия по усилению почтовой, телеграфной и радиосвязи с районными и сельскими советами и внести в СНК”. Ликвидация округов затянулась почти на восемь лет. 15 января 1938 г. на первой сессии Верховного Совета СССР было принято постановление о введении в БССР нового областного административного деления. Сессия утвердила образование в составе БССР пяти областей: Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской и Полесской (центр — Мозырь). А 25 апреля 1938 г. издан приказ наркома связи Союза ССР № 360 “Об организации Управлений связи во вновь организованных областях национальных республик”.

“На основе постановления Верховного Совета Союза ССР от 15 января 1938 г. об организации областей в национальных республиках приказываю:

1. Организовать следующие областные управления связи: (…)

В. По Белорусской ССР:

Витебское областное управление связи. г. Витебск.

Гомельское областное управление связи. г. Гомель.

Минское областное управление связи. г. Минск.

Могилевское областное управление связи. г. Могилев.

Полесское областное управление связи. г. Мозырь.

Нарком связи Союза ССР М. Берман”.

В июне 1930 г. состоялся I Всесоюзный съезд связистов, в работе которого приняла участие делегация “передовиков социалистической связи из Белоруссии”.

В 1931 г. на нужды республиканской почты было выделено 25 млн рублей. В том же году в БССР телефонизированы 50 районов, 80 районов имели проводную связь со столицей республики. Работы по телефонизации продолжались вплоть до начала войны — июня 1941 г. Вот что писала “Советская Белоруссия” (№ 104 от 15.05.1938): “В городах, селах и МТС (машинотракторных станциях. — Л. К. ) Белоруссии должно быть установлено в нынешнем году 5400 телефонных аппаратов. Полностью завершается телефонизация сельских советов и МТС республики. Расширяются телефонные станции в Могилеве, Копыле, Богушевске и в других городах. Новую станцию получит местечко Освея. На работы по телефонизации в этом году отпущено 1 млн рублей”.

В июне 1937 г. газета “Звязда” сообщала, что в Минске насчитывается 77 телефонов-автоматов общего пользования.

В 1940 г. длина междугородных телефонных линий составляла 26 тыс. км, внутрирайонная связь имела 13231 номер, 13686 км воздушных линий связи. В республике были телефонизированы 195 городов и райцентров, 2208 сельских советов, 301 МТС, 65 совхозов, 807 колхозов и ряд других учреждений и предприятий сельской местности. По сравнению с 1921 г. общее количество почтово-телеграфных предприятий в республике возросло более чем в семь раз.

Продолжая работы по обеспечению населения почтовыми услугами, администрация Минского почтамта в январе 1941 г. поместила в газете объявление такого содержания: “Для улучшения доставки местных писем при городских отделениях связи и на центральных улицах города Минска установлены специальные почтовые ящики зеленого цвета для местных писем. Все местные письма, опущенные в эти ящики до 14 часов, будут доставлены в тот же день”.

Накануне Великой Отечественной войны население республики обслуживали 2300 предприятий связи. По межрайонным трактам перевозка почты, в основном, осуществлялась автотранспортом, в дальние районы — самолетами. Экономическое и культурное положение республики резко увеличило спрос населения на услуги связи. Правительство БССР в бюджете республики выделило немалые средства на развитие связи. В начале 40-х годов намечалось еще более расширить, развить и усовершенствовать работу органов связи. Планировалось строительство новых зданий для предприятий связи в нескольких больших городах Беларуси. В марте 1941 г. в газете “Советская Белоруссия” (№ 74) была опубликована статья начальника Минского областного управления связи А. Б.  Когана, в которой сообщалось, что Наркомсвязь СССР проектирует строительство нового здания для почтамта в Минске. В здании предусмотрена механизированная обработка корреспонденции, установка сортировочных и штемпельных машин и т. п. Строительство предполагалось начать в 1942 г. Но этим планам не суждено было осуществиться. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественна война.

Лев КОЛОСОВ,
член Белорусского союза журналистов,
член художественного совета Министерства связи и информатизации РБ,
заграничный член Польской академии филателистики,
председатель Белорусского союза филателистов.

Материал любезно предоставлен редакцией журнала "Веснiк сувязi".