Доставка вестей и почты в IX - XVII вв.

Берестяные грамоты.

Почта происходит от немецкого слова — Post, итальянского — Posta, от позднелатинского — Posito, что означает — станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Это государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах, где не было железных дорог и для перевозки пассажиров.

Потребность в получении известий из других местностей и стран относится к глубокой древности.  Наши предки славяне, как и другие народы в своей хозяйственной и военной деятельности осуществляли связь посредством гонцов, которые приносили сообщения как устные, так и письменные или облаченные в символическую форму. Ассирийская легенда прошлого повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям ее царства. В Египте в эпоху 12-й династии существовали профессиональные гонцы, которые развозили царские приказы вплоть до Азии.

 Первое упоминание о передаче вестей гонцами в княжеской Руси мы встречаем в летописях 885 года.

Уже с 885 года в русских летописях появляются слова «послал весть» или «послал сказать». «Послал Олег к радимичам спрашивая…»- читаем мы в «Повести временных лет  о событиях 885 года.

В Витебске и Мстиславле найдены Берестяные грамоты с письменными сообщениями. Так в грамоте из Витебска, датированной ХIII — ХIV веками, некий Степан просит Нежилу купить ему ячменя.

Западные земли Руси вошли в состав древнего Киевского государства в IХ-Х веках. На этих землях воздвигаются опорные пункты князей — Берестье (Брест), Городно (Гродно), Волковыйск (Волковыск) и другие населения. К ним потянулись пути от более древних городов этого края. По ним везли дань, ездили торговать, спешили княжеские гонцы. В Киевской Руси была установлена повинность «повоз», по которой население обязано было поставлять лошадей и повозки для перевозки княжеских гонцов и кладей. Гонцы доставляли распоряжения князя в  различные пункты страны. Гонец был вооружен шашкой и луком со стрелами. Иногда гонец ехал и без грамоты, особые вести заучивал наизусть. О своем прибытии он оповещал звуками рожка.

Княжеский гонец ХVI века.

С первой половины ХIII века западные земли Руси включаются в состав Великого княжества Литовского.

В летописи конца ХIV века упоминается княжеская почтовая служба. Великий князь и удельные князьки содержали гонцов для пересылки сообщений и указов как устных, так и письменных. Быть княжеским гонцом мог далеко не каждый. Ведь эта профессия требовала хорошего знания местных дорог, умения ориентироваться днем и ночью, быть смелым: в пути гонцов подстерегали встречи с диким зверьем и разбойниками.

 

Ямская изба XVII в.

ПЕРЕВОЗКА ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ, ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ В ХIV-ХVI ВЕКАХ.

В ХIV-ХVI веках Московские князья установили «Ямскую гоньбу», которая просуществовала до ХVIII века.

По дорогам, через каждые 20-30 верст, были устроены станции — «Ямы»или «Ямские дворы» для смены и кормления лошадей.

Слова «Ям»и «Ямщик»татарского происхождения. Слово «Ям» происходит от слова «Дзям» — дорога,  «Ямщик» от «Ям-чи» — проводник.

По указу императора некоторым городам и деревням было вменено в обязанность содержателя, содержать для этой цели за счет жителей города или деревни положенное количество лошадей и ямщиков, т. е. были устроены почтовые станции. Крестьяне ямских слобод (станов) должны были, отбывая повинность, содержать в исправности дороги и мосты, поставлять лошадей, подводы и даже продовольствие с определённого числа дворов. Задача содержать ямы и дороги в порядке была не из лёгких. Исполнять ямскую повинность, то есть выдавать по требованию лошадей, подводы со всех дворов и дежурить на станции должны были крестьяне (сошные люди) по очереди. Соха — территориальная единица выплаты подати крестьянам.

Почтовая карета.

На ямском дворе несколько ямщиков «несло Государеву службу». Ямщики на тройках лошадей перевозили «Государевых людей и клади». К ямским дворам были приписаны прилежащие деревни, составляющие Ямской округ каждого Яма.  Сельскому населению было вменено  в обязанность содержать положенное число лошадей и ямщиков, которые должны во всякое время быть готовыми для доставки царских приказов и посланий.

Почтовая служба в Великом княжестве Литовском налаживается с 1557 года. Специальная почтовая служба на территории Белоруссии имела много общего с ямской службой в Московском государстве. Вдоль главных почтовых дорог располагались «ямы» — почтовые станции через каждые 3 — 7 миль. В белорусских городах роль почтальонов выполняли особые лица, так называемые «королевские дворяне», доставлявшие распоряжения государственных органов власти. На время военных действий для передачи различного рода донесений создавалась «служба листовая и путная» — прообраз войсковой связи. От  крупных городов в разных направлениях расходятся почтово-торговые дороги с почтовыми станциями.

Почтовые рожки

В 1568 году на совместном сейме Короны и Великого княжества Литовского было постановлено, что на содержание гонцов, перевозку послов и государственных лиц с городов и местечек должна собираться «гонецкая пошлина». Каждое селение или деревня, лежащие в пределах того или иного гонецкого участка, должны были содержать несколько лошадей «для посылки их в подводы». Окрестные крестьяне (ямщики) должны были перевозить на подводах от станции к станции княжеских гостей, послов, государственных лиц.

В ХIV-ХVI веках через Минск проходили старые торговые пути.

Берестяная грамота XII века.

 

Со Смоленска на Минск дорога шла через Дубровно — Оршу — Друцк — Борисов.

На Вильно шел путь через Радошковичи — Молодечно.

Минск был связан торговыми путями с Могилевом, Гродно, Брестом. По этим дорогам курсировали и «королевские дворяне», и окрестные крестьяне (ямщики).

В 1583 году на первом в Белоруссии почтовом тракте — Варшава — Белосток — Гродно — Вильно была введена система тарифов, которая действует сегодня во всех странах мира. Стоимость пересылки определялась видом отправления и его весом.

Князь Д. М.  Пожарский.

В ХVI веке на Руси Царь Михаил Федорович завел особый «Ямской приказ», начальником которого был назначен князьПожарский(1618-1619), он заведовал ямщиками, проверял Гонебные книги, выдавал подорожные, ведал почтовой частью, которая с момента ее появления была в неразрывной связи с Ямской. Был установлен строгий порядок пользования лошадьми с ведением подорожных грамот, выдаваемых на право пользования Ямскими лошадьми и подводами от имени великого князя, а позже — от имени государя.

В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича во время войны с Польшей был построен «ям» в городе Полоцке. Из Полоцка почта доставлялась в Себеж, Невель, Друю.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯРНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЧТЫ В ХVII ВЕКЕ.

А. Л.  Ордин — Нащокин

В 1665 году царь Алексей Михайлович повелел устроить в России первую регулярно действующую почту для связи с зарубежными странами.

Непосредственным организатором постоянно действующей государственной почты был один из крупных политических деятелей второй половины ХVII века бояринАфанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.

Глава русского правительства, блестящий дипломат, высокообразованный для своего времени человек, Ордин-Нащокин убедил царя Алексея Михайловича создать регулярную почтовую связь: «Это великое государственное соединительное дело впредь к умножению всякого добра царству московскому будет». По его предложению была учреждена Виленская линия. Он значительно улучшил составление рукописных газет — «Курантов», сам составил наказ — инструкцию для новой почтовой линии, ввел сортировку писем по городам. Ордин-Нащокин придумал и форму для ямщиков, доставляющих заморскую почту: зеленый суконный кафтан с красным орлом на левом рукаве и почтовым рожком — на правом.

Перо, чернильница и древние берестяные письма.

20 января 1667 года в деревне Андрусово был заключен мирный договор между Россией и Польшей. В виде особой статьи в этот договор был включен почтовый договор, который устанавливал почтовую связь между Москвой и резиденцией польского короля. Почта перевозилась по первому созданному тракту Москва-Вильно, через Можайск, Вязьму, Могилев, Смоленск и Минск.

В этой связи в Минске была создана почтовая «Яма», что и послужило основой почтовой связи в городе.

Подорожная грамота XV — XVI в.в.

Штат Минской почтовой ямы состоял из одного старосты, 3-х ямщиков и трех троек лошадей. Почта ходила 1 раз в неделю и называлась экстро-почта.  На доставку почты из Москвы в Вильно через Смоленск и Минск  расходовали 21 день.

По этой почте взимался весовой сбор в размере: в Ригу — 10 коп, в Берлин — 25 коп.

Регулярная же государственная почтовая служба в Белоруссии создана 22 ноября 1649 года «Для доставки зверстак и новин, як у межах дзяржавы, так и в замежные панства, осаблива пад войны, мы личным вельми патребным пошту в Великом княжестве Литовском» — сказано в документе.

Доставка вестей княжескими гонцами.

В 1685 году между Русским государством и Великом княжеством Литовским, в состав которого входила территория Белоруссии, было заключено соглашение об обмене почтой.