Услуги
Тарифы
Справка

Из истории развития почтовой связи Белоруссии В 1950-х – 1995 гг.

Афанасьев

В 1953 году в Минском техникуме связи начались первые занятия по подготовке специалистов почтовой связи.

В 1954 году было организовано Министерство связи БССР. Первым министром Белорусской ССР был назначен Афанасьев П. В. , заместителями — Косов В. А. , Жигмунт В. М.  и Кваша И. Н.

В 1955 году в Минске на Ленинском проспекте, 10 был открыт первый почтамт в БССР.

Первым начальником Минского почтамта был назначен Мельников Г. Е. , до этого возглавляющий Минскую почтовую контору.

 

В 1954 году Минскому областному управлению связи переданы Глусская, Гресская, Клецкая, Копыльская, Любаньская, Несвижская, Слуцкая, Старобинская, Стародорожская, Столбцовская, Краснослободская конторы связи.

В 50-х годах начали внедряться в производство ценные разработки белорусских рационализаторов.

В 1955 г. в Минской области были организованы 4 новых отделения связи и 10 агентств. Открыты автотракты Слуцк — Любань — Глуск, Слуцк — Копыль, Красная Слобода — Старобин.

 

Строительство здания Минского почтамта на Ленинском проспекте. 1952 г.

Подвозка почты к опорным ящикам почтальонов. Минский почтамт. 1956 г.

В 1955 г. Минская областная транспортная контора переименована в Транспортную контору связи БССР, в ведении которой находились доставка почтовой корреспонденции во всех районных узлах Минской области и обеспечение трактовых маршрутов из Минска в Бобруйск, Барановичи, Оршу, Столбцы, Погост, Крайск, Узду. Автомобили конторы обслуживали маршруты по выемке писем и ГСП в Минске, доставляли посылки и телеграммы.

В 1958 году удельный вес доходов от почтовой связи составил 43,8% всех доходов связи Белорусской ССР.

В 1959 году по примеру работников предприятия Москва-Сортировочная в организациях почтовой связи БССР было организовано соревнование за звание ударников коммунистического труда.

В том же году организовано республиканское социалистическое соревнование управлений и предприятий связи.

 

Первыми его победителями стали коллективы Минского почтамта и Могилевского районного узла связи.

В 1964 г. в связи с увеличением количества автомобилей, размещающихся на территории гаража по улице Подлесной, Транспортной конторе была передана территория для строительства нового гаража по адресу ул. 3-я Поселковая, 6. Производственные помещения нового гаража были приняты в эксплуатацию в 1968 году.

В 1965 году в Минской области организованы Березинский, Воложинский, Смолевичский и Солигорский районные узлы связи.

В послевоенные годы в условиях непрерывного роста почтового обмена обработка почты ручным способом стала невозможной.

 

Бригада ударников коммунистического труда 1-го отделения связи г. Гродно. 60-е гг. ХХ в.

Трехколесный велосипед. 1950-е гг.

В это время начала заново создаваться промышленная база Министерства связи СССР по выпуску специальных средств механизации почтовых отправлений.

1950-1965 годы отмечены новым подъемом в развитии почтовой связи в БССР.

Почтальоны 29 отделения связи Минского почтамта идут в доставку. 1956 г.

В 1950-1965 гг. дополнительно открыты 1350 отделений связи.

В 1965 году в БССР общее количество отделений связи — 3200.

 

Построены 600 новых и заменены 1500 не пригодных для нормальной эксплуатационной деятельности отделений связи.

В отделениях и на предприятиях почтовой связи внедрены средства механизации: транспортеры, грузовые подъемники, штемпельные, маркировальные, счетные, электроштемпелевальные, адресопечатные, мешкосшивательные, пачковязальные и письмосортировочные машины, электрокары и грузовые подъемники.

 

В многоэтажных домах для облегчения труда почтальонов установлены абонентские шкафы на 210 тысяч квартир.

В начале 60-х годов на предприятиях почтовой связи проведена работа по внедрению научной организации труда (НОТ).

Почтальон 35 отделения связи Минского почтамта за выемкой почты с опорного ящика для доставки адресатам.

 

Специальные почтово-багажные поезда. Использовались с 60-х гг. ХХ в

 

С 60-х годов ХХ в. в БССР широкое использование получили специальные почтово-багажные поезда, курсирующие в направлениях с мощными потоками почты.

Передвижное отделение связи 60-х гг. ХХ в.

 

В это же время автомобили использовались для передвижных отделений связи. Передвижные отделения связи оказывали услуги почтовой связи сельскому населению, где не было стационарных отделений.

К 1960 году полностью механизирована доставочная служба.

Сельским почтальонам выдано около 5000 велосипедов, мопедов и мотоциклов.

В 1963 году на основании Приказа №325 от 15 мая 1963 года Министерства связи СССР на базе контор связи были созданы городские (ГУС) и районные (РУС) узлы связи.

В 1965 году было учреждено звание «Заслуженный связист БССР».

В 1966 году это звание присвоено 28 связистам республики, среди них Азнабаева Н. Н. , почтальон Минского почтамта; Афанасьев П. В. , министр связи БССР; Жигмунт В. М. , заместитель министра связи БССР; Кваша И. Н. , заместитель министра связи БССР; Фролов К. В. , начальник Минского ОПП.

Почтовая машина 60-х гг. ХХ в.

В 1968 году Областные управления Министерства связи БССР преобразованы в Областные производственно-технические управления связи.

В 1969 году организованы 2 межрайонных узла связи Минского почтамта, начальником Заводского узла связи был назначен Мирончик С. А. , Фрунзенского — Стельмашок Н. С. , в 1973 году узлы расформированы.

В 1969 году открыт Витебский почтамт, начальником которого была назначена Землянникова Д. Д.

В 1969 году открыт Могилевский почтамт, начальником назначен Дыников Н. А.


Минский почтамт. Оператор цеха по обработке переводов производит операции на почтово-кассовом аппарате системы «Онега», внедренных в 60-70-х гг.

В 1969 году в БССР началось внедрение электронного комплекса «Онега-III» для приема и обработки почтовых отправлений. Первые почтово-кассовые аппараты «Онега» были установлены в операционных залах Минского почтамта, где прошли опытную эксплуатацию. После этого кассовые аппараты были внедрены по всей республике и находились в использовании до 1995 года.

В 1966-1970 гг. открыто свыше 500 отделений связи, что позволило значительно приблизить сферу услуг связи к населению.

Согласно Приказу Министра связи БССР от 21 июня 1971 г. №105 Минская транспортная контора МС БССР переименована в Автобазу Министерства связи БССР.

С 1968 по 1980 год были построены и введены в эксплуатацию трехэтажное здание гаража (стоянки на 160 автомобилей), трехэтажное административное здание, столярный цех, пункт технического контроля и пост диагностики автомобилей. Вводились в строй объекты бытового обслуживания.

В связи с увеличением протяженности почтовых трактов и объемов перевозки почты в 1972 году Минское отделение перевозки почты было преобразовано в Минский прижелезнодорожный почтамт. (Приказ №109 Министра связи БССР.) Протяженность почтовых трактов в это время внутри республики составляла свыше 41 тыс. км.

Строительство ПЖДП. 1972 год.

 

В декабре 1978 года Минский прижелезнодорожный почтамт (ПЖДП) переехал в новое здание по адресу улица Вокзальная, 22, где было установлено новое оборудование для обработки почтовых отправлений.

Строительство Миорского РУС. 1979 г.

 

В 60-70-х годах велось большое строительство жилых домов в городах и селах. В районах новостроек открывались новые отделения связи, устанавливались новые почтовые ящики. К началу 70-х годов в БССР насчитывалось около 30 тысяч почтовых ящиков.

В 60-70-х годах на предприятиях, в организациях и учреждениях республики были установлены маркировальные машины для маркирования письменной корреспонденции.

Механизированная выдача посылок в отделении связи Минского почтамта. 70-е гг. ХХ в.

 

В 70-80-х годах в городских отделениях связи внедрялись установки типа УМПВ-650 «СПАС» для хранения и механизированной выдачи посылок.


 

116 отделение связи Минского почтамта. Кладовая с механизированной выдачей входящих посылок, накоплением и подачей к автотранспорту исходящих посылок. 70-е гг. ХХ в.

В связи с увеличением вновь открываемых отделений связи в 1980 году при Минском почтамте были организованы 4 межрайонных узла связи: Заводской, Первомайский, Октябрьский и Фрунзенский.

В 1986 году межрайонные узлы Минского почтамта расформированы.

 

В 1990 году Минский прижелезнодорожный почтамт переименован в Республиканский центр перевозки почты (Приказ Министра связи и информатики БССР №51 от 30.07.1992 г.)

В 1990 году на сети Белорусской ССР ленточные телеграфные аппараты полностью заменены на рулонные: ОКТ-ТЕХ, РТА-80, Т-100, П-2000.

В 1991 году Минский почтамт и Республиканский центр перевозки почты реорганизованы путем слияния в государственное объединенное предприятие «Минская почта». (Приказ Министра связи и информатики БССР от 30.01.91 г.)

В 1994 году на территории Республики Беларусь внедрена экспресс- почта (сегодня на завтра).

В 1995 году начала работу международная ускоренная почта EMS.

В связи с распадом Советского Союза сократились объемы почтовых отправлений и услуг связи. У почты начались трудные времена, которые привели к сокращению отдельных служб и слиянию предприятий.