Услуги
Тарифы
Справка

Могилевская почта в XIX В.


(Опубликовано:Заремский, В. К.  Могилевская почта в 19 веке /В. К.  Заремский// Магілёўская даўніна. —  2001. —  № 9. — С. 52 — 59)

С конца 18 века развитие белорус­ской почты проходило в общем рус­ле развития почтового дела в Россий­ской империи. В империи существо­вало разделение почты на две части. Одна ведала приёмкой, обработкой и доставкой корреспонденции адре­сатам. Другая часть, длительное вре­мя называвшаяся ямской, отвечала за перевоз (!) отправлений, грузов и пассажиров. Первоначально они су­ществовали раздельно, но в 1772 г. были объединены в одно учреж­дение. На почтовых станциях чинов­ники стали проводить все почтовые операции. Однако рост почтовых пе­ревозок, повышение культуры обслу­живания и тщательный уход за ло­шадьми, затруднённый в условиях большого города, заставили в горо­дах пойти на разделение почтовых операций. Это привело к тому, что в г. Могилёве с 1815 года существо­вало два почтовых учреждения — гу­бернская почтовая контора и почто­вая станция (или «конная почтовая станция»).

Почтовая станция находилась свы­ше полувека на углу улиц Дворянс­кой и Костерни (ныне на этом месте здание Педагогического колледжа, ул. Пионерская, д. 1). Первоначально предполагалось построить специаль­ное здание для станции. В марте 1807 г. в этом было отказано, в связи с тем, что в империи не хвата­ло средств для ведения войны с на­полеоновской армией. Деньги стали направлять на строительство станций только в тех населённых пунктах гу­бернии, где трудно было подыскать подходящие строения. В 1815 г. в г. Могилеве на средства Дворянско­го собрания выкупили здание городского острога, и дом был «обращен дворянством под почтовую станцию».

На каждом этаже двухэтажного стро­ения было по четыре комнаты: на первом — «людские», на втором — «для господ проезжающих». При станции имелся: каменный одноэтаж­ный флигель, разделённый перего­родками на три комнаты: «для про­писки проезжающих подорожных» и для жилищ писаря и ямщиков. Также имелся комплекс хозяйственных де­ревянных построек: конюшня с тре­мя двойными воротами на 45 лоша­дей, амбар для фуража, навес, лед­ник и кладовая. На въезде 6о двор стояла «низкая решётчатая деревян­ная очень ветхая ограда». Двор был вымощен булыжником. Так станцию описывали в официальных докумен­тах в 1849 году. В том же году на станции находилась следующая ме­бель: 4 зеркала, 3 простых и два «ломберных» стола, 24 стула, 1 ди­ван, 1 скамья, три «простых» стула и «две казённые канапы». Мебель при­надлежала почтсодержателю.

Для уменьшения расходов на со­держание почты в Российской импе­рии разрешалось почтовые станции сдавать в аренду. Первоначально только дворянам, а с 1798 г. и «обы­вателям». Желающий стать почтсодержателем должен был предста­вить «о себе одобрение» и поручи­тельство. Последнее было необходи­мо для того, чтобы было с кого взыс­кивать за недостатки, «если бы та­ковые случились». Считались они в ранге 12 класса. Официально их име­новали «содержателями почтовых станций» или «почтсодержателями». Сначала станции сдавались в арен­ду с торгов на три года, а с 1848 г. — на двенадцать и шесть лет. Могилёвская станция одной из первых была сдана в аренду не дворянам. 17 июня 1798 г. господин Неплюдов «поручил­ся за содержателей почт в Могилёве под 30 рублей … могилёвских евре­ев купца Василия Гиршовича и ме­щанина Лейбу Абрамовича в Земс­ком суде». Получив права почтсодержателей на три года, они и стали первыми в 19 веке почтсодержате­лями Могилёвской станции.

Двор или станция сдавались тому, кто предлагал большую сумму, но при этом почтсодержателям дава­лось преимущество, если они до это­го исправляли свои обязанности добросовестно и готовы были упла­тить такую же сумму. Починка дво­ров и станций производилась за счёт почтсодержателя. Он мог отказать­ся от своих прав досрочно, если на­ходился желающий заняться этим делом. Содержателям давали права «гостинников». С проезжающими они должны были поступать «ласково и учтиво и никаких грубостей им не делать, також и проезжающим их не обижать и ничем не притеснять». Чаще происходило второе. С каждой такой жалобой тщательно разбира­лись и виновные строго наказыва­лись, почтовые служители — вплоть до отстранения от должности почтсо­держателя. В Могилёве подобный случай был в 1824 г. с почтсодержателем «отставным подполковни­ком Адамом Витковским», которого от крайней меры наказания спасло лишь его героическое военное про­шлое. Этого урока могилёвским почтовым чиновникам вполне хвати­ло и вплоть до революции ничего с ними подобного не случалось.

 

Рис. 1. Здание губернской почтовой конторы во 2 пол. XIX в. На Большой Садовой, д. 33 (ныне Ленинская, д. 33). Не существует — разрушено в ночь на 28 мая 1943 г. при бомбардировке города советской авиацией.

 

Следует подчеркнуть, что нагрузка на могилёвскую почтовую станцию в течение всего века была довольно большой. В то время, когда железные дороги во многих уголках импе­рии вытеснили перевозку пассажи­ров и почты на лошадях, губернский Могилёв до 1902 года не имел же­лезнодорожного сообщения. Поэто­му могилёвским почтарям приходи­лось работать, не покладая рук. Глав­ной транспортной артерией, прохо­дящей через город в первой полови­не 19 века, был Белорусский тракт. Он соединял Санкт-Петербург с югом империи и в «Российском почт-календаре» (1801 г.) обозначен под №148, как «Главная почтовая дорога С.-Пе­тербург — Екатеринослав». Этому на­правлению в Российской империи уделялось особое внимание и отсут­ствие большого числа нареканий на могилёвских почтовых чиновников весьма примечательная вещь, гово­рящая об их хорошей работе. Через Могилёв проходили также главные почтовые дороги: № 21 «Москва — Гродно» и № 152 «С.Петербург — Житомир». Губернский город был со­единён «Побочными почтовыми доро­гами» с городами Мглином и Новым Местом (в Черниговской губ.), а с городами Бобруйском и Ново-Белицей «Проезжими большими дорогами». Во второй половине 19 века через город прошло вновь построенное Киевское шоссе.

Проезжающим не дозволялось чи­нить произвол на станциях. С этой целью им выдавался особый доку­мент на право проезда — «Подорож­ная». В ней определялся маршрут следования (отклонения не допуска­лись) и количество лошадей, которых следовало предоставить проезжаю­щим. Подорожные можно было по­лучить в губернском правлении или уездном казначействе. При этом оп­лачивался сразу весь дорожный сбор за всё расстояние, которое предпо­лагалось проехать. На каждой почто­вой станции подорожная записыва­лась в шнуровые книги. Нарушителям не выдавали лошадей, с 1842 г. их ждал штраф в 100 рублей ассигна­циями, и о них докладывали Импера­тору. С 1772 г. разрешалось ездить и без подорожной, но за двой­ную цену. Подорожные были отмене­ны в 1874 г.

В 1827 г. началась перевозка почт и пассажиров дилижансами по линии Санкт-Петербург — Витебск — Мо­гилёв — Чернигов — Киев — Радзивиллов. Эта линия прекратила своё существование только с прокладкой железной дороги Витебск — Моги­лёв — Жлобин. Она принадлежала частному «Обществу учредителей первоначальных дилижансов по Мос­ковскому тракту». В 90-е г.г. 19 века отрезок этой линии между Мо­гилёвом и Гомелем обслуживал со­держатель «гомельский еврей Тумарин Лейба». Известно, что с апреля по июнь 1894 г. одним из ямщиков на этом пути работал могилевчанин «от­ставной рядовой Фёдоров Юрий». В 1840 — 1850-е г.г. существовала и правительственная Могилёвско-Киевская линия дилижансов. Её ра­ботаю руководило «Отделение почто­вых карет и брик» в Санкт-Петербур­ге.

С 1840 по 1849 гг. почтсодержате­лем Могилёвской станции был над­ворный советник Стаховский. При этом он сдавал в субаренду, что не возбранялось, почтовую гостиницу «уроженцу Курляндии Иоганну Фрид­риху Беру, получая от него за это по 130 руб. серебром в год». В 1849 г. станция была отдана в двенадцати­летнее содержание одному из самых известных почтсодержателей Моги­лёвской губернии Ротковскому (он содержал ещё одиннадцать станций). Ротковского сменили Идикосо-новы. Их — Матвей Андреев. При нём в 1870-х гг. почтовая станция переносится на окраину города (на этом месте ныне жилой дом с мага­зином «Дары природы» по улице Ле­нинской, д. 87). На этом месте стан­ция находилась до 1920-х г.г.

Губернская почтовая контора рас­полагалась в доме на углу Большой Садовой, д. ЗЗ и Почтовой, д. 2 улиц (ныне угол Ленинской, д. ЗЗ и К.Либкнехта, д. 14). Здание также было двухэтажным и в течение века не­однократно перестраивалось, пост­радало во время пожара 25 мая 1847 г. (временно свыше десяти лет находилось в доме купца Мееровича на Ветряной улице) и, после ремон­та, простояло до 29 мая 1942 г., когда было разрушено советской авиацией, бомбившей железнодо­рожную станцию. После войны на этом месте построено общежитие нынешнего университета. Длитель­ное время лица, её возглавлявшие, именовались почтмейстерами. Изве­стны имена некоторых из них, напри­мер, статского советника Федотова Дмитрия Васильевича (1864 — 1876 г.г.), который за свой труд был награждён орденом Св. Анны 2 и 3 степени и медалями. На Успенском клад­бище сохранилась и в 1999 г. восста­новлена предприятием «Магилёвоблпочта» могила «губернского по­чтмейстера статского советника и кавалера Кузьмы Кондратьевича Корицкого», умершего в 1864 г.

С 1797 г. могилёвская губернс­кая почтовая контора подчинялась Литовскому почтамту, который нахо­дился в г. Вильно. 22 октября 1830 г. было принято «Положение об устройстве почтовой части». Вся территория империи делилась на почтовые округа, почтовые учрежде­ния — на классы. Территория Могилёвской, Витебской, Смоленской, Черниговской, Полтавской и Киевс­кой губерний составила территорию VI округа. Во главе округа стоял Почт-инспектор, пребывание которого было определено в г. Чернигове. Только шесть (из 47) губернских поч­товых контор получили высший раз­ряд — первый класс, в т.ч. и Моги­лёвская, что подчёркивает её важ­ность и значение в государстве. Ей был определён повышенный штат, в котором полагалось иметь 30 чело­век. В том числе: губернский почт­мейстер (оклад — 1.500 руб. в год), его помощник (1.000 руб.), бухгал­тер-контролёр (900 руб.) и низшие почтовые работники — письмоводи­тель (500 руб.), сортировщики: три старших (по 400 руб.) и три младших (по 300 руб.), унтер-офицер — он ру­ководил почтальонами — (200 руб.), сторожа — два с окладом по 120 руб. В отличие от других контор, в Могилёвской имелось 15 почтальонов (с окладом по 150 руб. каждому), в дру­гих — по десять. Кроме того, в ней имелось два экспедитора (по 600 руб.).

Этим положением были улучшены разные вопросы службы почтовых чиновников и работников. Почтмей­стеров разрешалось производить в 5 класс. Вводилась новая форма, стоившая немало — от 70 руб. 28 коп. до 106 руб. 09 коп. В 1853 г. поч­товые округа были отменены. Каждая губерния считалась на правах окру­га. Была введена должность Управ­ляющего почтовой частью в губер­нии, которому были переданы права начальника губернской почтовой кон­торы. В документах, как правило, ука­зывалось или первое или второе наи­менование высшей почтовой должно­сти в губернии, что внесло путаницу в некоторые исследования по исто­рии почты, но речь, фактически, все­гда идёт об одном и том же челове­ке.

В таком виде могилёвская почта просуществовала более полувека. В 1884 г. проводится новая почтовая реформа. Были объединены почто­вое и телеграфное ведомство, утвер­ждены новые штаты. Этот документ определял работу почты в белорус­ских губерниях вплоть до начала 1919 г. Могилёвская, Витебская и Минская губернии составили территорию Минского почтово-телеграфного ок­руга. 24 июля 1884 г. была образо­вана Могилёвская почтово-телеграфная контора (ПТК). Ей был присвоен третий класс, что явно указывает на потерю значения её (фактически её уравняли в правах с Гомельской уез­дной почтовой конторой). Циркуля­ром № 49 от 25 июня 1888 г. был «объявлен» новый штат. Отныне в ней работали: начальник конторы (оклад 1.200 руб. в год.), его помощ­ник (900 руб.), почтово-телеграфные чиновники: 3 разряда — один (750 руб.), 4 разряда — три (по 600 руб.), 5 разряда — пять (по 450 руб.), 6 разряда высшего оклада (по 360 руб.) и 6 разряда низшего оклада — восемь (по 300 руб.); надсмотрщи­ки: высшего оклада — один (450 руб.), низшего оклада — два (по 360 руб.); один унтер-офицер (300 руб.); почтальоны: четыре с окладом по 246 руб., шесть с окладом по 216 руб. и восемь с окладом 192 руб. каждому. Вводилась и новая форма одежды. В 1908 г. были изменены правила де­ления ПТК на классы. В основу был заложен экономический принцип. Минимальные объёмы работы Мо­гилёвской ПТК III класса составляли 6 тысяч рублей дохода при обмене 6 тысячами депеш. При повышении по­казателей классность повышалась и наоборот. В 1910 г. Могилевская ПТК была возведена в I класс. До советс­кого времени в городе не было ни од­ного городского отделения — все ра­боты выполняла губернская ПТК.

Начальниками губернской ПТК, а именно так стал именоваться стар­ший почтовый чин с 1884 г., были: коллежский советник Василий Аниси­мович Анисимов (1889 — 1894 г.г.), над­ворный советник Иосиф Фомич Воронков (1894 — 1903 г.г.) и Николай Ильич Блинов (1903 — 1913 г.г).

До середины 19 в. почтовая кор­респонденция гасилась штемпелем с надписью в две строки. Указывалось название города, месяц и год, а чис­ло проставлялось вручную. В 1858 — 1863 г.г. использовался точечный штемпель круглой формы с цифрой «25» в середине. Затем вводятся штемпеля круглой формы с названи­ем города и ежедневной переводной датой.

Работа почты строго регламенти­ровалась. На обработку корреспон­денции отводилось два часа, после чего она разносилась адресатам. Почту разносили два раза в день. Не выданная получателям корреспон­денция хранилась шесть месяцев, а потом возвращалась на место её подачи. По почте можно было посы­лать бандероли (до четырёх фунтов весов при хотя бы частичной оплате её при подаче на почте), денежные переводы: ассигнациями — в конвер­те, монетами — в кожаных мешоч­ках. С 1 января 1897 г. введена была нынешняя система пересылки денег. С 1889 г. работали почтово-сберегательные кассы.

По Санкт-Петербургско — Могилёвскому почтовому тракту впервые в Российской империи стали перево­зить газеты по подписке. Произошло это в 1773 г. Сначала оплата за пере­сылку бралась по весу, а с 1852 г. — по годовому числу номеров. В 1843 г. была введена единообразная такса за пересылку почтовых отправлений, которая действует до сегодняшнего дня. Простое письмо стоило 10 ко­пеек серебром за 1 лот веса. В 1848 г. были введены «штемпельные кувер­ты» с напечатанной маркой, к кото­рым мы так привыкли сейчас. В том же году появился и первый почтовый ящик в г. Могилёве. До конца столе­тия их было в городе только два — «обязательных» — внутри и снаружи ПТК. В 1872 г. появились маркиро­ванные почтовые карточки, которые стали очень популярными в конце 19 века. В немаркированном исполне­нии их выпускали многие частные издательства. Только с видами г. Мо­гилёва выпущено свыше 70 штук.

В 1899 г. на 100 жителей Могилёв­ской губернии приходилось 462 почтовых отправления и 7,7 телеграмм (разумеется, что основная масса поч­товых отправлений обрабатывалась работниками губернской ПТК). В 1901 г. могилевчане отправили 12.152 денежных пакета и 21.245 де­нежных переводов, а получили 19.737